Подпишитесь на обновления

    Получайте последние творческие новости об искусстве, дизайне и бизнесе от FooBar.

    ТОП просмотров
    22 октября, 2025

    В Ярославской области археологи обнаружили уникальный мерянский топор X века

    22 октября, 2025
    17 мая, 2025

    Анастасия Сорокина и Родион Галюченко сыграли в мелодраме «Одна ночь и вся жизнь»

    17 мая, 2025
    18 сентября, 2021

    Председателя Партии пенсионеров госпитализировали с ковидом

    18 сентября, 2021
    Facebook Twitter Instagram Telegram Вконтакте
    Facebook Twitter Instagram Vimeo Вконтакте
    Новости этого часа
    Суббота, 20 декабря Login
    • Главная
    • В мире
    • В Украине
    • Короновирус
    • Медицина
    • Наука и технологии
    • Туризм
    • Фильмография
    Новости этого часа
    Главная»В мире»Креатив в промышленных масштабах: как создать очаги новой деловой культуры
    В мире

    Креатив в промышленных масштабах: как создать очаги новой деловой культуры

    29 августа, 2021Комментариев нет5 минута

    Мнение Креатив в промышленных масштабах: как создать очаги новой деловой культуры Что такое креативные кластеры и как обеспечить их развитие в регионах России Вадим Попов

    Креативная неделя (Russian Creative Week) 2021 стартовала под лозунгом «Меняем креативный масштаб России». Площадка создана как единое открытое пространство для всех, кто вовлечён в развитие креативного сектора страны.

    Директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко обобщил мировой опыт создания креативных кластеров и определил, что нужно сделать, чтобы они стали развиваться в регионах России.

    Как показал Куценко, в мире получили широкое распространение две с половиной модели работы креативных кластеров — «Креативный технопарк» и «Кластерная ассоциация» — модели-антиподы и третья — «Инновационный консорциум», которая является ответвлением второй модели, однако имеет свои особенности и развивается как самостоятельное явление.

    Креативный технопарк — создание креативного пространства при поддержке государства, особенно на ранних стадиях. В перспективе — выход на устойчивое самостоятельное развитие. Ключевая особенность — девелопмент (а чаще всего — редевелопмент) с целью коммерческой аренды и реализации комплекса специализированных сервисов со стороны управляющей компании. Для модели характерно также оживление старопромышленных территорий (промзон), городское развитие.

    В России к этому типу кластеров относятся: креативные пространства Москвы и других российских мегаполисов, ИТ-технопарки, созданные Минкомсвязью. Технопарки планируется создавать и поддерживать в Иркутской, Новгородской, Новосибирской, Самарской, Свердловской, Рязанской, Тюменской, Ульяновской областях, Удмуртии и ХМАО.

    Для кластерной ассоциации характерно объединение специализирующихся в одной или связанных сферах организаций, находящихся в одном городе или регионе. И не обязательно иметь одну площадку. Форма подразумевает большое количество участников, вплоть до нескольких сотен или тысяч, как в парижском кластере цифровых инноваций Cap Digital. Участники разнородны (малые и крупные организации, наука, образование); фокус на совместные проекты; наличие общей координационной структуры, существующей за счёт членских взносов, коммерческих услуг, государственной или спонсорской поддержки. Направления совместных проектов достаточно широки и включают исследования и разработки, логистику, обучение персонала, экспорт, регуляторику и GR, совместное использование инфраструктуры.

    Считается, что стимулирование кооперации через кластеры — это функция государства, компенсирующая координационный провал рынка, и инструмент государственной политики, не нарушающий принципы конкуренции. Лидеры среди стран: Дания, Германия, Испания, Франция.

    Ключевые особенности инновационных консорциумов — такие же, как и у кластерных ассоциаций, но с ещё большим фокусом на инновации. Как правило, модель консорциумов предполагает паритетное финансирование проектов со стороны государства и бизнеса. Ядром являются университеты, привлекающие индустриальных партнёров, получающие национальное финансирование и распределяющие его на проекты участников кластера.

    Как развить креативную экономику в России

    Чёткое понимание моделей позволяет понять стартовые условия развития для кластеров разного типа, но не должно ограничивать экспериментирование с их бизнес-моделями и мерами поддержки, отметил Евгений Куценко.

    Часто эволюция креативных кластеров, особенно частных, приводит к синтезу различных моделей, позволяющих им стать более конкурентоспособными, — подчёркивает эксперт.

    Арендная модель дополняется или даже вытесняется акселерационной и, в ряде случаев, венчурной (так называемые стартап-студии). При этом в некоторых ситуациях технопарки могут брать на себя функции кластерных организаций (примеры Санкт-Петербурга, Мордовии, Кузбасса). Будет логично, если какие-то из московских креативных технопарков возьмут на себя лидерство в организации профессионального сообщества в формате кластерных ассоциаций, сообщает Куценко. В свою очередь кластерные ассоциации также могут создавать специализированные пространства для своих участников.

    ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Токаев — завершение политики многовекторности

    Чтобы креативные кластеры развивались в регионах России, по мнению специалиста, надо понимать разнообразие моделей и предоставить регионам свободу их выбора. Все модели рациональны и заслуживают поддержки. А регионы, в свою очередь, серьёзно различаются по условиям и возможностям. Где-то квадратные метры на вес золота и большое количество компаний; где-то, наоборот, пространства в изобилии, но бизнес в тени, разобщён, никто не берёт на себя роль лидера. Ряд регионов выделяются сильной наукой и промышленностью, на базе сотрудничества с которыми также можно взрастить конкурентоспособный креативный сектор.

    Необходимо восполнить острый дефицит специализированных мер поддержки на федеральном уровне. Отсутствие поддержки — следствие разделения ответственности между различными органами власти, — говорит директор Центра.

    В России креативная экономика по-прежнему ассоциируется исключительно с культурой (и курирующими её федеральными и региональными органами власти), то есть с чем-то далёким от собственно экономики, малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки инноваций. Однако мировой опыт показывает, что для развития креативного сектора требуется вовлечение разных органов власти, подчёркивает Куценко.

    Например, в стране — флагмане креативных индустрий, Великобритании, за поддержку креативных индустрий несут ответственность сразу два ведомства: Министерство по делам культуры, СМИ и спорта (DCMS) и Министерство предпринимательства, энергетики и промышленной стратегии (BEIS). Причём креативные кластеры поддерживает орган власти, ответственный за экономику и промышленное развитие, отмечает эксперт.

    По мнению директора Центра «Российская кластерная обсерватория», в России за развитие креативных технопарков мог бы взяться Минпромторг, имеющий богатый опыт поддержки региональной инфраструктуры, включая индустриальные и технологические парки, и уже частично поддерживающий креативные индустрии в части народных художественных промыслов.

    Специалист предполагает, что поддержка креативных кластерных ассоциаций логично дополнила бы инструментарий Минэкономразвития, учитывая более чем десятилетний опыт создания предпринимательской инфраструктуры в регионах, стимулирования инновационных кластеров и центров кластерного развития. А поддержка инновационных креативных консорциумов и совместных проектов на стыке науки и бизнеса — традиционная функция Минобрнауки. Активно развиваемый данным министерством формат научно-образовательных центров мог бы иметь эффективное приложение в креативной сфере.

    Полноценная федеральная линейка мер поддержки стала бы действенным сигналом к синхронным действиям со стороны региональных властей, создав дополнительный рычаг для разворота общества к креативному вектору развития.

    Предыдущая статьяRussian Hospitality Awards 2021 — еще больше возможностей для отелей России!
    Следующая статья При правильном уходе: кинологи рассказали, что домашние собаки могут жить больше 14 лет

    Похожие ЗАПИСИ

    Геополитическое эхо украинской ядерной бомбы

    10 марта, 2022

    Нокаутирует ли Кличко Зеленского?

    8 марта, 2022

    Путин назвал тяжёлым решение о спецоперации на Украине

    7 марта, 2022

    НАТО уже вовсю бомбит Брюссель

    6 марта, 2022
    Новое на сайте
    20 декабря, 2025

    Наталья Ионова и Валентина Муравская раскроют семейные тайны во втором сезоне «Дуплета»

    20 декабря, 2025
    19 декабря, 2025

    Wildberries Travel: Будущее туризма — это метавселенная, NFT-билеты и AI-ассистенты

    19 декабря, 2025
    18 декабря, 2025

    «Город гномов» оживет с помощью искусственного интеллекта

    18 декабря, 2025
    17 декабря, 2025

    Позвони мне, позвони: дебютный ролик фантастического триллера «Псайрен»

    17 декабря, 2025
    Это интересно
    Туризм

    Музей техники на площади Металлургов в Никеле — новый туристический бренд Мурманской области

    1 октября, 2025

    Посёлок Никель на Кольском полуострове обретает всё большую популярность как уникальное направление индустриального туризма. Сердце этого…

    6 августа, 2023

    Путешествие к Байкалу. Гастрогид по Иркутску

    6 августа, 2023
    25 октября, 2021

    Агроном поделилась рекомендациями по подготовке дачного участка к зимнему сезону

    25 октября, 2021
    17 декабря, 2022

    «Шантарам» с Чарли Ханнэмом закрыли после первого сезона

    17 декабря, 2022

    Подпишитесь на обновления

    Получайте последние творческие новости об искусстве и дизайне от SmartMag.

    Facebook Twitter Instagram Pinterest Telegram Вконтакте
    © 2025 Mls.kr.ua

    Введите поисковый запрос и нажмите Enter. Нажмите Esc чтобы вернуться к сайту.

    Sign In or Register

    Добро пожаловать!

    Login to your account below.

    Забыли пароль?